нутреннему храмовому пространству предавалось очень большое значение еще
с первых времен христианства. Следы фресок с изображением христианской
символики сохранились во многих катакомбах. Затем при дальнейшем
формировании церковного богословия и искусства настенные изображения
стали неотъемлемой частью христианского храма в его символическом
восприятии корабля в пучине грешного мира, следующем к Небесной
гармонии и Райским красотам. Они воспринимались прежде всего как Библия
для неграмотных, т.е. несли в себе повествовательную нагрузку.
Затем цель храмовой росписи расширилась до богословских и, естественно,
эстетических задач. Красота византийского храма помогла решить проблему
выбора веры в пользу православия святому благоверному князю Владимиру.
Тем не менее, повествовательное значение росписи остается приоритетным,
даже в наше время, век всеобщей грамотности. Богословское же значение
воспринимается в неотрывной связи с повествовательным, но людьми уже
знакомыми со Священным Писанием и Церковным Преданием.
Фрески, несущую самую главную богословскую нагрузку, по традиции
располагаются в алтаре. В главной центральной абсиде храма обычно
пишется Боговоплощение, т. е. Изображение Богородицы с Младенцем
в виде Оранты (с молитвенно поднятыми руками) или на престоле.
Ниже - Евхаристия (Причащение апостолов), а в дальнейшие сцены,
имеющие жертвенное значение - по выбору. Это, как правило -
"Жертвоприношение Авраама", "Не рыдай Мене, Мати…", "Св.Иоанн Креститель- Ангел пустыни" с жертвенной чашей, где изображается младенец Христос, "Этимасия" - изображение Креста с орудиями страстей. То есть алтарные изображения заключают в себе главный смысл Христианства - вочеловечение Бога и Его жертвенность. Кроме того в нижней части алтаря обычно имеются изображения литургистов - св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и св. Григория Двоеслова, папы Римского.
Купол храма - это изображение Неба. В центре - Господь, окруженный
Небесными силами, затем пророками, потом евангелистами (как правило в парусах), и еще ниже располагаются сцены из земной жизни Спасителя. Далее возможны изображения христианских святых или сцены из их жизни. Ветхозаветная история человечества обычно изображается не в четверике, а в трапезной, хотя возможны варианты.
На западной стене храма всегда помещается изображение Страшного суда,
что отнюдь не имеет устрашающего значения, но символизирует чаяния
христиан установления правды Божией на земле и возвращения человечества
в исходное Райское состояние.
В наше время отсутствие фресок в некоторых храмах объясняется двумя
причинами. Во- первых, в нехватке достаточных средств. Во-вторых,
даже при наличии финансирования, сложностью реставрации. Большинство
сохранившихся храмов имеет культурно-историческую ценность, и
восстановление росписи связано со сложными бюрократическими проблемами.
Поэтому в некоторых храмах-новоделах наблюдается тенденция к
формально-эстетическому решению этой проблемы (обилие карнизов,
фризов, наличие многочисленных ниш или роспись исключительно
орнаментального характера), что нельзя назвать грубым нарушением канона,
но тем не менее является серьезном отходом от православной
христианской традиции.